Интерпретация рисунка, нарисованного ребенком, позволяет оценить степень вписанности Автора в общество. В своих рисунках дети затрагивают аспекты взаимодействия, коммуникации, сотрудничества, межгруппового соперничества, общественные, социальные и спортивные игры и мероприятия. Бессознательное ребенка присутствует в формах и цвете. На это следует обращать внимание, анализируя элементы «Дома-бога», «общественного» или «маленького» дома.
Кроме того, важны ответы ребенка на вопросы во время беседы после рисования. Значимым является и то что он говорит по собственной инициативе. Еще более интересным является ответ на вопрос о собственном размещении Автора на картине им нарисованной, какое место им выбирается как «свое» и почему. Рассказывая об этом ребенок формирует основу для внутреннего согласия, взаимопонимания с Другими и внешним миром.
Детский рисунок
Рисунок — это не речь, не чтение. Рисунок, а детский в большей степени - это язык, отличный от разговорного. Рисунок — это история жизни, которая сплетена языком переживания ребенка на уровне отношений и чувств с Другими, значимыми для него людьми. Рисунок, нарисованный ребенком — это телесная структура, которую ребенок проецирует и с ее помощью выражает свое отношение к миру. Рисунок, нарисованный ребенком – это не только манера организовывать составляющие рисунка. При посредничестве рисунка ребенок устанавливает свое отношение к миру во времени и пространстве. Рисунок, нарисованный ребенком, заставляет существовать образ тела во всей его конкретности и в его опосредующей функции. Рисунок, нарисованный ребенком, презентует глубинный фантазм, имеющий отношение к живому синтезу эмоционального опыта Автора, Творца, ставшего Субъектом (переставшего быть объектом). Рисунок, нарисованный ребенком — это нечто большее, чем эквивалент сновидения, он сам по себе сновидение, или, оживший фантазм.
Когда дети способны рисовать?
Дети способны рисовать в той мере, в какой они свободны от воздействия тормозящих механизмов, работа которых парализует спонтанный порыв Автора. Свободный рисунок — это выражение и проявление внутренней жизни. Через графический образ Субъект выражает свои затруднения в коммуникации с окружающим миром. Рисунок оголяет актуальные внутренние конфликты Автора и его «психологический климат». Рисунок выполняет функцию моментального снимка аффективного состояния Автора.
Рисуя ребенок не осознанно творит символический автопортрет. При этом Автор позволяет заинтересованному зрителю видеть чувства Субъекта, направленные на себя, Другого и окружающий его мир. То, что рисует малыш — это его собственная проекция на «холст» мира.
Рисунок, нарисованный ребенком насыщен актуальными, переживаемыми в эту минуту эмоциями, особенно если рисунок исполнен на свободную тему и спонтанно. Рисунок, нарисованный ребенком, не содержит случайных элементов, в нем все необходимо и существенно. Вся палитра смыслов рисунка не подвластна осознанному пониманию пусть и заинтересованным зрителем.
Что рисуют дети?
Дети рисуют все.
Но чаще других на рисунках малышей можно встретить изображение Дома.
В своем рисунке Дома и его окружения, маленький художник предоставляет возможность увидеть символическое выражение образа тела в его характерных и эмоционально наполненных состояниях на момент создания картины. В ходе последующего комментария рисунка Автор, под действием неосознаваемого внутреннего стремления, описывает эмоциональное наполнение своего отношения к персонажам изображения. Это еще один способ, позволяющий дать выход актуальным для малыша аффектам, которые Автор изобразив на рисунке «оживил» своей речью.
Что нужно видеть в рисунке?
Визуальный образ Дома, созданный ребенком, представляется возможным рассматривать в роли презентации символического чувства базовой безопасности ребенка, с учетом теперешнего взаимодействия с окружающим миром. Внешний мир состоит в том числе из: Других людей, Звезд, Солнца, Земли, представителей Флоры и Фауны, а также элементов инфраструктуры (тропинки, дороги, строения и т.д.).
Ребенок растет, природный интерес к познанию заставляет малыша расширять ареол проводимых исследований, в рамках которого он использует новые телесные и моторные возможности. Образ базовой безопасности все больше наполняется чувственными элементами, которые не доступны Другим и являются результатом взаимодействия сенсорики ребенка с окружающим миром, и Другими, как частью этого мира.
Понимание рисунка ребенка позволяет ощутить ритмы движений, используемые для изображения фигур, фактуру заполнения фона при закрашивании. Это позволяет определить, какому уровню развития соответствует структура личности ребенка. Важен не рисунок в качестве образного материала, а то, как представлены фоновые компоненты, что действительно выявляет бессознательный образ тела.
Когда ребенок начинает понимать, что Мама часть своей любви отдает Папе, что у взрослых тоже есть родители, которые любят своих взрослых детей, рисунок мальчика и девочки восьми-девяти лет выглядят все еще наивно, но теряет характерные изобразительные элементы и детским его назвать достаточно сложно.
Бессознательный образ тела и схема тела?
Схема тела - «анатомическая данность», «жизнь нашей плоти в контакте с физическим миром». С точки зрения акцентов коммуникации нашего физического тела с окружающим миром, схема тела осознаваема полностью, частично или может не осознаваться Субъектом вообще. У здорового тела и тела, страдающего физическими недугами, предполагают совершенно разные его «схемы».
Образ тела — то представление о теле, которое создается в межличностных отношениях, оставаясь при этом полностью за пределами осознаваемого. То есть, образ тела – это бессознательное представление о теле. Образ тела формируется в большей степени как результат «работы» коммуникативного аспекта с Другим и складывается, посредством речи в отношениях с Другим, непрерывно развивается в ходе истории Субъекта.
Схема тела, страдающего физическими недугами и здоровый бессознательный образ тела способны сосуществовать в одном и том же субъекте. Бессознательный образ тела носит языковой характер, тогда как схема тела — результат накопления опыта ребенка в его пространственно-временной реальности.
Рисунок Дома, сделанный ребенком, содержит аллегорическое представление содержания коммуникаций со своим телом, с близкими Другими и окружающим миром. Рисунок, как форма представления аллегории, бесконфликтно проходит тестирование бессознательными этическими нормами Автора. Интерпретация Дома, как детское изображение собственного тела на рисунке, иногда позволяет гипотетически утверждать, что для некоторых детей обладать властью — значит стать ее рабом.
Как ребенок рисует?
Просто.
Ребенку говорят: «Сделай красивый рисунок своего Дома, который тебе доставит удовольствие». Малыш садится, берет лист бумаги, инструмент для нанесения штрихов и линий на бумагу. И начинает наносить штрихи и линии.
Какие Дома рисуют дети?
Маленький дом у совсем маленького Автора. Он рисует миниатюрный дом, с одной дверью и одним круглым окошком.
Дом побольше, квадратный или прямоугольный по форме, с треугольной крышей. Франсуаза Дольто называла такой Дом – «Дом-бога». Рассматривая такой Дом как символ формы, проходящей эволюцию в соответствии с означающими изменениями, можно заметить его характерную модификацию:
Дом, увеличившись станет звонницей, или съежившись будет будкой для собачки. Так рисуют дети, которые:
- еще ощущают себя властелином взрослого,
- только начинающие понимать, что зависят от Папы и Мамы, но не совсем с этим согласны,
- не открыли общества взрослых, у которых есть свои отцы и матери.
Бывает так, что в возрасте, когда «надо» рисовать «общественный» Дом дети могут изображать «Дом-бога». В таком феномене просматривается стремление «законсервироваться» или быть подвластным взрослому, который царствует над «обитателем Дома», так как обладает магическими правами.
«Общественный» дом может приобрести символические черты крепости, прямоугольник вертикальной ориентации, с амбразурами, замковыми зубцами, башенками и без трапециевидной крыши. Пропорции напоминают Дом-бога без треугольной крыши и с прорезями амбразур. Автор такого рисунка находится в стадии организации своей защиты и символизирует защитный образ тела.
Рассмотрим некоторые модификации описанных выше Домов и проинтерпретируем их. Окна и их количество характеризуют особенности сенсорной коммуникации Автора.
Если Дом с открытыми ставнями, шторами или занавесками, то, Автор гармоничен в отношениях с самим собой и толерантно воспринимает влияние внешнего мира.
Изображаемые на Доме трубы могут дымить или не дымить. Зачастую дети дым из трубы ассоциирую с тем, что дом так думает, а содержание его мыслей зависит от цвета дыма.
Дороги на рисунках ведут: в лес, в непролазную чащу, в магазин, к другому дому, в город, и в никуда.
Встречаются изображения дорог, являющихся символом интроверсии – они начинаются у Дома, запутанно петляют, расходясь по сторонам и встречаются над крышей Дома, замыкаясь на себе.
Дороги на рисунках детей могут быть безжизненными, напоминать аттракцион выживания с завалами, полные препятствий.
«Общественный» дом с прозрачными стенами позволяет видеть сквозь стены, обстановку внутри Дома и членов семьи Автора, которые занимаются обыденными делами в контексте запросов повседневной жизни.
Дети могут на рисунках изображать укрепленные дома, используя при этом самые фантастические технологии, как изнутри, так и снаружи. При этом дети могут помещать дом внутрь горы или холма.
Присутствие небесных объектов (Солнце, небо, звезды, облака) на рисунке Дома позволяет утверждать, что Автор обуреваемый желанием сказать, что-то значимое и важное, но не решается этого сделать.
Флора (трава, деревья) и Фауна (представители животного мира, домашние и дикие, млекопитающие, птицы, змеи, улитки, речные рыбы) раскрывают аллегорию актуальной экзистенции ребенка в мире или вносят в нее элементы драматизма.
При подготовке текста использовались результаты проводимых ею исследований. Будучи педиатром и психоаналитиком, Франсуаза Дольто "лечила детей словом и воспитанием". Она говорила с детьми и рассматривала сделанные ими рисунки. Ей удалось реализовать себя в трех ипостасях, трудно совмещаемых среди ее коллег - быть счастливой женщиной, матерью и психоаналитиком. Практическая психология и достижение результата ставилось Франсуазой Дольто во главу угла.
Полагаю, что никто из французских психоаналитиков не пользовался такой популярностью, как Франсуаза Дольто. В течение пяти лет она вела передачи по французскому радио: беседовала со слушателями и отвечала на их вопросы. Влияние Дольто на умы родителей достигло такой силы, что возникла тревога по поводу утраты возможности любого другого, не психоаналитического, взгляда на ребенка. В 1992 году в «Le Nouvel Observateur» появилась статья под названием: «А не сжечь ли Дольто?». Как Жанну Д’Арк. Устойчивое желание людей сжигать креативных женщин.